Диагностика и ремонт дизеля - дело хлопотное и недешевое. По этому лучше до ремонта дело не доводить, а предотвращать причины неисправностей. В нашей статье мы поговорим о ТНВД, ведь именно его исправная работа гарантирует долгий срок службы всего агрегата. Если до недавнего времени автомобили с дизельными агрегатами были популярны только в западной Европе, то в последнее время доля таких автомобилей стремительно разтет и в России. Особенно это касается амтомобилей комерческого назначения.Наиболее частой причиной отказа является топливный насос высокого давления (ТНВД), дозирующий и нагнетающий топливо в в форсунки. Если у легкового автомобиля с дизельным двигателем увеличился расход топлива, повысилась дымность, пропала подача топлива от насоса к форсунке, из ТНВД доносятся посторонние шумы или течет топливо, то во всех этих случаях надо заняться ремонтом или регулировкой топливного насоса — основного узла топливной системы. Если у легкового автомобиля с дизельным двигателем увеличился расход топлива, повысилась дымность, пропала подача топлива от насоса к форсунке, из ТНВД доносятся посторонние шумы или течет топливо, то во всех этих случаях надо заняться ремонтом или регулировкой топливного насоса — основного узла топливной системы.
Типы ТНВД.
Задача систем впрыска дизельных двигателей состоит в том, чтобы подавать под давлением в камеру сгорания в нужный момент требуемое количество топлива.
Есть несколько типов и разновидностей ТНВД, применяемых на легковых дизельных двигателях. В первую очередь к ним относятся насосы с рядным расположением плунжерных пар. Их отдельные секции располагаются, как правило, в ряд (отсюда название «рядный»). Это наиболее сложная конструктивно, но и самая надежная система. Рядные плунжерные насосы чаще находят применение на дизелях тяжелых грузовиков и спецтехники, а также на легковых моделях Mercedes-Benz.
На дизелях легковых автомобилей и некрупной спецтехники нередко используются насосы распределительного типа. Такие ТНВД оснащаются единым для всех цилиндров нагнетающим элементом высокого давления. ТНВД распределительного типа различаются по видам устройств, управляющих углом опережения впрыска.
Для высокооборотных легковых дизелей используют одноплунжерные насосы распределительного типа (аксиальные насосы) с вращающимся плунжером, который создает давление и распределяет топливо по отдельным цилиндрам. Количество поступающего топлива регулирует дозатор или электромагнитный клапан.
Распределительные насосы с радиальным движением плунжеров (роторные насосы) встречаются на дизелях с высокой частотой вращения коленчатого вала для инжекторных легковых автомобилей и малотоннажных грузовиков. Такие насосы дают более высокое давление впрыска и отличаются большой механической прочностью по сравнению с аксиальными.
Последним словом техники в ТНВД стала система Common Rail, которая во многом отличается от систем непосредственного впрыска топлива. Common Rail делает работу системы впрыска топлива не зависящей от частоты вращения коленвала. Благодаря высокому давлению впрыска улучшается сгорание топлива. Насос не вращается вместе с двигателем, что позволяет добиться лучших результатов в экономичности и динамике разгона. Давление впрыскивания создается и регулируется автономным ТНВД и поддерживается в топливном аккумуляторе для последующего впрыска. В каждый цилиндр устанавливается форсунка, а впрыск топлива осуществляется с помощью электромагнитного клапана. Момент впрыска и цикловая подача регулируются электронным блоком управления.
По способу регулирования количества поступающего топлива ТНВД можно разделить на механические и электронные. Причем последние обеспечивают большую экономичность и мощность двигателя. Бортовой компьютер автомобиля, учитывая не менее 20 различных параметров, точно дозирует подачу топлива в каждый цилиндр в отдельности.
Обслуживание ТНВД
При обслуживании дизельных топливных систем, как и в любой другой сфере, прежде всего необходимо «поставить диагноз». Чтобы определить неисправность, в первую очередь понадобится диагностическое оборудование. При работе с системами с электронным управлением ремонт начинается со считывания кодов ошибок из блока памяти. Все производители ТНВД устанавливают свой алгоритм поиска неисправностей. В большинстве случаев насос приходится разбирать, дефектовать и производить капремонт.
ТНВД разных систем и производителей устроены по-разному и требуют различных временных затрат для демонтажа/монтажа и разборки/сборки. Как правило, рядные насосы отнимают больше времени, чем насосы распределительного типа. Каждый производитель предписывает свои нормо-часы, которые также указаны в системе Autodata.
Дополнительную сложность зачастую составляет отсутствие достаточной технической информации на русском языке. По ТНВД фирмы Bosch на русский переведено большее количество информации, чем по ТНВД других иностранных фирм.
В принципе, восстановить можно любой насос. Но в некоторых случаях стоимость деталей и ремонта превышает цену нового насоса. Особенно губительна для него ржавчина. Основные проблемы с ТНВД — вода в топливе и низкие связывающие свойства отечественного дизтоплива.
Крупные производители (например, Bosch) восстанавливают ТНВД в заводских условиях. Однако в России этот сегмент рынка по ряду причин остается незанятым.
27 Апреля, 2007