Правила эксплуатации автошин.
В этом разделе Вы сможете ознакомиться с правилами эксплуатации автомобильных шин, соблюдая которые шины будут служить Вам долго.
Взаимозаменяемые размеры
Размер шин при первичной комплектации на вашем автомобиле определяется конструкторами автомобилей и производителями шин с учетом всех аспектов эксплуатации. При их замене не следует изменять размеры, тип, индексы нагрузки и скорости, не проконсультировавшись предварительно со специалистом.Монтаж и демонтаж
Эти операции должны производится только профессионалами с использованием надлежащего оборудования. Неправильный монтаж может стать причиной несчастного случая или повреждения шины, камеры и обода.Монтаж шин, не совпадающих по типу и размеру. За исключением особых случаев и случаев использования запасного колеса, шины, монтируемые на одну ось, должны быть одного типа и размера.
Не рекомендуется, а в некоторых странах даже запрещено, монтировать на заднюю ось диагональные шины, если на передней оси установлены радиальные шины.
Монтаж шины на обод. Необходимо монтировать шину так, чтобы маркировка DOT (расположенная в зоне борта) находилась с внешней стороны колеса. За исключением шин: с предписанным направлением вращения; с белой боковиной; с защитным поясом на боковине.
Монтаж бескамерной шины без камеры допускается только на автомобили, оборудованные ободами для бескамерных шин (с хампом, с плоским хампом).
Категорически не рекомендуется монтировать бескамерную шину вместе с камерой, если производится монтаж на диск с ободом для бескамерной шины (с хампом, с плоским хампом).
Если подобный монтаж должен быть выполнен, при его осуществлении камеру следует накачивать очень медленно, чтобы облегчить выход воздуха, который может остаться между камерой и покрышкой.
Монтаж бескамерной шины на обод для камерной шины (без хампа, без плоского хампа) производится обязательно с камерой.
Монтаж камерной шины на обод для бескамерных или на обод для камерных шин осуществляется только вместе с камерой.
При монтаже бескамерных шин следует использовать вентель, соответствующий ободу. Монтировать новый вентиль (или новую уплотнительную прокладку при использовании металлических вентелей) при каждой замене покрышки.
Чтобы облегчить хорошее прилегание борта, после монтажа легковых шин их следует накачать до 3,5 бар, а затем довести давление до уровня, необходимого для эксплуaтации.
Давление в шинах
Давление в шинах существенно влияет на характеристики движения автомобиля и на срок эксплуатации шин.Перекачанные шины создают дискомфорт водителю и пассажирам, передавая на подвеску и кузов автомобиля неровности поверхности дороги и излишне нагружают элементы подвески, вызывая ее преждевременный износ. С другой стороны недостаточный уровень давления приводит к перегреву шины, а также повышается риск их разрушения вследствие избыточной нагрузки. Кроме того, управляемость автомобиля с недостаточно накачанными шинами значительно снижается: колея на дороге, боковой ветер, резкие объезды и погодные условия могут усложнить безопасность движения. Недостаточное давление в шинах есть причиной увеличения расхода горючего. Правильно регулирую давление в шинах, можно улучшить фактор безопасности и увеличить строк эксплуатации шин.
Рекомендации по давлению в шинах можно узнать в инструкции по эксплуатации автомобиля или в специально выведенных местах: на внутренней стороне крышки люка бака горючего или на торце торпеды автомобиля. Обычно величину давления указывают для ситуаций частичной или полной загрузки автомобиля. Эти нормы являются универсальными для любого времени года, хотя давление в шинах должно быть разным для летних и зимних шин. Критерием для выбора рекомендаций касаемо давления, которые дают производители являются комфортабельность движения автомобиля и предусмотрены эти рекомендации главным образом для летних шин. Некоторые производители указывают рекомендации также и для зимних шин.
Необходимо регулярно проверять уровень внутреннего давления в шинах, не забыв при этом о запасном колесе. Во время проверки необходимо учитывать влияние температуры внешней среды: изменение температуры на на 10°С приблизительно равно 10 кРа изменения давления. Поэтому при переходе с теплой к холодной погоде давление в шине необходимо увеличивать и наоборот. Кроме того, не регулируйте давление в шинах сразу после движения - шины во время езды всегда нагреваются. Никогда не снижайте давление в "горячей шине".
Индексы нагрузки и скорости
На большой части шин указаны эксплутационные характеристики индексов нагрузки (число) и скорости (буква)Шины, установленные при первичной комплектации, предусмотрены для максимальной загрузки автомобиля. Чтобы быть уверенным в том, что шины, монтируемые при замене, соответствуют техническим требованиям, обращайтесь к специалисту. Что касается зимних шин «M+S» , их индекс скорости может быть ниже, чем у шин первичной комплектации, но в таком случае скорость движения должна соответствовать данному показателю. На автомобили, максимальная скорость которых превышает 160 км/ч, могут устанавливаться шины «M+S», имеющие индекс скорости ниже, чем предусмотренный производителем, но он должен, по крайней мере, равняться Q (160 км/ч).
Уход за шинами
Следует регулярно производить осмотр шин, обращая особое внимание на:
- протектор, чтобы проверить степень износа, наличие порезов, местных повреждений и посторонних предметов (частиц гравия, гвоздей и т.д.);
- боковины, чтобы проверить наличие порезов, растрескиваний, степень износа и аномальные деформации.
Следует безотлагательно устанавливать причины возникновения аномалий при движении: сильные вибрации, боковой увод в право или влево и т.д. В случае потери давления следует немедленно остановится, так как движение при внутреннем пониженном давлении приводит к повреждению элементов конструкции шины.
Необходимо демонтировать шину и определить причину потери давления.
При наличии какого-либо повреждения следует обратиться к специалисту, чтобы узнать его мнение о необходимости или возможности ремонта. Прежде чем приступить к ремонту, рекомендуется осмотреть ее внутреннюю часть, чтобы убедиться в отсутствии повреждений или посторонних предметов.
Остаточная глубина протектора и замена шин
Минимальный, безопасный для водителя и пассажиров уровень остаточной глубины протектора летней шины - в соответствие с законом, составляет не менее 1,6 мм. Уровень остаточной глубины протектора зимней шины в Украине не регламентирован, а в европейских странах должен составлять не менее 3 мм. При соблюдении этих минимальных требований автомобилист избежит штрафов, но с точки зрения безопасности нормы установленные законом малы.Во время большого количества осадков лучше ездить на новых шинах. Например согласно тестам проведенным Nokian Tyres, вода из-под шин при износе протектора до 1,6 мм не вытесняется уже на скорости 76 км/час, у новых шин этот показатель соответствует скорости 96 км/час.
На износ шин влияют время установки, тип шины, качество балансировки, давление в шинах, модель автомобиля и стиль вождения. Износ существенно увеличивается если на автомобиле не отрегулированы углы установки колес, имеется дефект тормозной системы или ухудшилось состояние амортизаторов. Большое влияние имеет стиль вождения, состояние транспортного средства и условия езды. В соответствие с проведенными исследованиями следующие факторы имеют наибольшее влияние на износ шин:
Основные факторы, влияющие на долговечность шин
Независимо от уже перечисленных факторов срок службы значительного количества шин уменьшится из-за:Продолжение срока службы шин
- Регулярно проверяйте давление в шинах. Если он не одинаковый, шины будут стираться неравномерно.
- Меняйте шины местами на осях автомобиля через каждые 5000-10000 км пробега (оптимально через 8000 км). Не забывайте проверять давление в шинах во время замены.
- После установки колес проверьте на боковой части знак, который указывает на направление вращения.
- Двигайтесь спокойно. Резкое торможение и разгон значительно сократит срок службы ваших шин. Новые шины следует обкатывать, также как и новые автомобили. Спокойная езда по возможности первых 500-1000 км увеличат срок службы шин.
- Регулярно проверяйте остаточную глубину протектора. На шинах есть индикаторы, по которым владелец автомобиля может судить о степени износа протектора.
Срок годности шин
В сфере производства шин бытует однозначное мнение касаемо старения шин. Крупные производители шин в Финляндии придерживаются рекомендаций касаемо года производства шин европейских организаций по эксплуатации STRO и ETRMA. По мнению представителей данной сферы, без эксплуатации и при правильном хранении новая покрышка сохраняет начальные технические характеристики на протяжении не менее 5 (пяти) лет с даты производства. В качестве общего срока эксплуатации шины с момента производства, в соответствии с международной практикой, рекомендуется 10 лет эксплуатации. При этом шины могут быть изготовлены за 5 (пять) лет до их продажи и продаваться как новые. Максимальный срок службы шины после принятия ее в эксплуатацию трудно установить, поскольку стирание покрышки и ее старение зависит от многих факторов. В соответствии с международной практикой рекомендованный срок службы составляет 6 лет, но обычно шины изнашиваются раньше этого срока.Время замены шин с летних на зимние и наоборот, невозможно точно определить время перехода с летних шин на зимние и наоборот. Рекомендуемыми нормами перехода с летних шин на зимние есть переход среднесуточной температуры через порог 7°С: если такой переход происходит с падением температуры вниз – следует переходить с летних шин на зимние, если же вверх – наоборот, с зимних на летние.